Боевое самбо: тяжек путь воина
На недавнем чемпионате мира по самбо белорусские спортсмены показали себя с лучшей стороны не только в привычном, спортивном, но и в боевом разделе самообороны без оружия. Представители Синеокой поднимались на пьедестал планетарного форума пять раз, заполучив в свою медальную копилку, в том числе и золотую медаль, добытую усилиями Станислава Колбасова.
Каковы перспективы этого вида спорта или он, фигурально говоря, калиф на час, попытался выяснить корреспондент «СП». В роли собеседника выступил председатель недавно созданной Федерации боевого самбо Вахтанг СОХАДЗЕ.
— Меньше всего хочется, чтобы у читателей создалось впечатление, что развитие нашего вида единоборств — это лишь удел одиночек. Нам помогает немало энтузиастов, увлечённых этим направлением. Однако мы не прочь получить поддержку со стороны отечественных силовых структур — ведь комплекс боевого самбо может и должен пойти им на пользу. Подобный опыт уже есть в России и других странах. У нас сложилась сплочённая команда единомышленников, которая, как мне кажется, идёт в правильном направлении. Это первый заместитель председателя федерации Александр Воронович, который на недавнем чемпионате мира завоевал медаль. Помимо того, он помогает готовиться нашим спортсменам, выступая в роли играющего тренера, а также заместитель председателя, спортивный директор нашего общественного объединения Владимир Ерёменко, готовый оказать необходимую помощь, протянуть руку в трудную минуту.
— Вы сами достигли известных успехов в спортивном самбо и дзюдо, но в итоге решили взяться за развитие в стране боевого раздела рождённого в СССР единоборства...
— Как сотрудника правоохранительных органов, меня давно интересовало боевое самбо — универсальное направление подготовки людей из силовых структур. Мы долгое время присматривались и в итоге решили, что в нашей стране также стоит попробовать развивать данный вид единоборств.
— Где находите тренеров, ведь молодые специалисты сейчас и в более традиционное спортивное самбо и дзюдо не очень-то горят желанием идти работать?
— Эти трудности характерны не только для нашей страны. Будем откровенны, сейчас наставников, способных научить этому направлению, единицы. Приглашаем коллег из смежных видов спорта и вместе с ними методом проб и ошибок постигаем тренерское мастерство. Прежде всего, здесь необходимо чёткое внимание и понимание борцовской и ударной техники. Помимо всего прочего, нужно отчётливо представлять себе, как подобное можно совместить.
— А кто на первых порах помогает новичкам, решившим проявить себя на тренерском поприще?
— Основная масса ребят, выступавших на чемпионате мира в Минске, как раз и пребывает в роли наставников, параллельно тренируясь. Кроме того, когда вели спарринги к планетарному форуму, нам очень помогли профессионалы национальной команды по боксу, которые ставили нашим парням ударную технику. К примеру, тренер призёра чемпионата мира по боксу Сергея Корнеева — Константин Маханьков. Предвосхищая вопрос о том, из каких видов единоборств к нам приходят спортсмены, сразу хочу сказать, что у каждого свой путь. Есть и «рукопашники», мастера тайского бокса, но основа — это, конечно же, представители спортивного самбо и дзюдо.
— Находите ли общий язык с коллегами из федерации спортивного самбо, есть ли понимание с их стороны?
— Скажем так, мы как младшие братья плывём в одной лодке. Федерация спортивного самбо во главе с её председателем Владимиром Япринцевым понимает наши устремления и помогает их осуществить. К примеру, они разрешили использовать для тренировок свой специализированный зал, плюс определённая поддержка была оказана во время подготовки к чемпионату мира в Минске. Помогает и старший тренер сборной по спортивному самбо Вячеслав Кот. Искренняя им за это благодарность!
— Говоря о заинтересованности правоохранительных органов, тем не менее, хочется заметить, что большинство решившихся перейти в боевое самбо видят себя в будущем среди участников поединков смешанных боевых искусств, или, как их коротко называют, ММА...
— Этот переход — вполне нормальная практика, ведь боевое самбо как любительский вид спорта отнюдь не самый коммерчески выгодный, но вполне подходит для подготовки к выступлениям в смешанных единоборствах. В ММА же можно неплохо зарабатывать. В нашей сборной Эдуард Муравицкий, и на его счету уже несколько боёв. Я понимаю, что ему наш вид единоборств нужен именно для того, чтобы иметь хороший промоушн там.
— Но согласитесь, что рано или поздно может возникнуть конфликт интересов?
— Действительно это возможно. Тут всё зависит непосредственно от бойца. Могу привести конкретный пример. Тот же Али Багаутдинов из России, который недавно стал чемпионом мира в боевом самбо, и его соотечественник Вячеслав Василевский «подписаны», заключили солидные контракты с одной из компаний по проведению профессиональных боёв. Однако это не мешает им выступать за сборную, хотя и рискуют получить травму, да и денег им за подобные выступления не платят. Но они всё же приезжают. Так что думаю, что это зависит от жизненной позиции конкретного человека.
— Медицинское обеспечение наверняка играет не последнюю роль...
— Травму можно получить в любом виде единоборств, и никто от этого, к сожалению, не застрахован. Но у нас есть защитная экипировка, которая в какой-то степени минимизирует возможные последствия тех или иных ударов. Интересовался статистикой, так вот ММА, где, по существу, нет никакой защиты, даже в десятку самых травмоопасных видов не входит. Если верить цифрам, то футбол и хоккей в этом плане выглядят гораздо опаснее. Но тем не менее на соревнованиях, которые мы проводим, присутствие медиков — одно из обязательнейших условий, и оно всегда выполняется. Также есть врач и на тренировках, которые практически проходят в таком же формате, как и у боксёров, борцов. На занятиях ведь никто, грубо говоря, не станет жёстко рубить с плеча. Наши поединки только со стороны выглядят жестокими и зубодробильными….
— Вы говорили о том, что к вам, в основном, приходят люди из других видов единоборств. А нет ли групп, в которых премудрости боевого самбо можно осваивать, что называется, с нуля?
— Мы идём тем путём, который в США уже прошли 20 лет назад, в России — десять. Действительно планируем под эгидой федерации создать секцию уже для юношей, чтобы не переманивать из других видов сложившихся спортсменов, а уже с детства готовить универсалов. Чтобы они спокойно себя чувствовали в нашем формате, не нужно было им ставить ударную или борцовскую технику, заново переучивая. В России подобное уже есть. В данном случае универсальность играет большую роль.
— Экипировка...
— Учитывая, что федерация функционирует всего полгода, конечно, один из самых больных вопросов — это финансирование. Дотаций мы не получаем, организованы исключительно на общественных началах. Поэтому у нас есть проблемы с экипировкой, фармакологией. Не можем проводить полновесные сборы. Но надеюсь, что нас заметят и поддержат на государственном уровне. Ведь наш вид спорта медалеёмкий, и, при серьёзном отношении к делу, можем намного увеличить собственный наградной реестр и даже составить конкуренцию лидерам мирового боевого самбо — россиянам. Должна быть система, ведь сейчас довольно много объявлений о наборе в подобные группы. Но в ряде случаев это будет что угодно, только не наше, спортивное направление. Люди, не чистые на руку, пользуются разрекламированным брендом в своих целях.
— Но ведь с подобными проявлениями нужно бороться, ведь на кону здоровье людей...
— В меру своих сил мы стараемся этому препятствовать, но наши ресурсы ограничены. Поэтому в дальнейшем, если клуб или секция существует, она должна быть зарегистрирована и, как минимум, соответствовать определённым критериям. Если заметим, что преподавание ведётся в ином русле, то категорически порекомендуем сменить название.
— Откуда черпаете знания о современных методах тренировок?
— Мы живём не в каменном веке. Благодаря Интернету, у нас есть доступ, как к литературе, так и к соответствующим видеороликам. Немалую роль играет и собственный спортивный опыт. Основная информация «лежит» на американских информационных порталах — ведь там всё поставлено на коммерческую основу и развивается очень быстро. В плане техники очень многое берём из бразильского джиу-джитсу, ведь это передовая боевая система борьбы лёжа. Ударная черпается из тайского и классического бокса. Если говорить о функциональной подготовке, то мы используем кросс-фит. Он фактически специально «заточен» под людей, занимающихся единоборствами. Результат себя оправдывает. На чемпионате мира все парни были в хорошей физической и функциональной готовности. Никто из них на пределе возможного не выступал. Поэтому считаю, что мы добились определённого успеха.
* * *
Хочется заметить, что об эффективности боевого самбо и его прикладном значении в последнее время не говорил разве что ленивый. И, действительно, глядя, как эффектно действуют на ковре мастера смешанного боя, не возникает сомнений не только в его зрелищности, но и в его признании. Тем более что в нашей стране этот новый вид единоборств нашёл немало приверженцев, которые помогают ему укрепить почву под ногами.
Однако, чтобы выйти на новый, профессиональный уровень, нужно сделать ещё очень многое. Подготовка грамотных тренерских кадров, укрепление материальной базы — всего этого без соответствующей поддержки не достигнуть. Может быть, пришло время протянуть боевому самбо руку помощи?
Владимир УПЕНЬЕК
Материалы сайта sportpanorama.by