О Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке

 

О Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке

 

В преддверии турнира Liga Submission Championship 5, мы хотим порадовать наших читателей и ценителей борьбы в партере замечательным, эксклюзивным обзором по истории Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке.
О Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке

 

В преддверии турнира Liga Submission Championship 5, мы хотим порадовать наших читателей и ценителей борьбы в партере замечательным, эксклюзивным обзором по истории Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке.


О Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке

 

\"\"

 

Всем хорошо известно, как бодро ученики Дзигаро Кано победили всех на состязании в полицейском ведомстве: тут и Сиро Сайго с его адским яма-араси и другие эпизоды тотального превосходства представителей Кодокана, что не удивительно, т.к. все остальные отрабатывали борьбу только в форме ката, а Дзигаро Кано прозорливо ввел в практику рандори.

\"\"

 


Но несколько позже, в период 1891- 1901гг году стали происходить, странные вещи, в рамках «местячковых», так сказать, кулуарных встреч с представителями старых школ корю, представитель Фусэн-рю Матаэмон Танабе раз за разом затаскивал в партер сильных ребят из Кодокана (в частности Тобари Такисабуро), представлявших Кодокан и терзал их там быстрее быстрого. На самом деле, нэ-ваза для Дзигаро Кано сюрпризом не было: он и «приглашал» выступать за свою школу ребят с хорошим партером типа Самуры Кайтё, и будучи функционером Бутокукай устравивал состязания между серъезными партеровиками того времени как Исогаем Хадзиме и все того же Танабе. Но суть такова, что хотя про хороший партер в Кодокане и знали, но в свою программу его не включали, полагаясь либо на тачи-ваза, либо на легионеров типа Исогая.


«Местячковые интрижки» закончились тем, что в 1900 году, в присутствии Императора на турнире, где были разрешены броски, болевые на руки/ноги и удушающие Танабэ надрал всем так крепко, что был принят в Бутокуай инструктором, получил соответствующий титул (рэнси или кёси). Кстати представителю Кодокан открутил ногу при помощи аши-гарами.


А так как в рамках улучшения программы дзюдо Дзигаро Кано, как человек умный и интеллигентный, без раздумий подключал ресурс Бутокукай, невзирая на стили школы и прочую дребедень, то дзюдо стало всерьез обогащаться за счет техник нэ-ваза Фусэн-рю и Такэучи-санто-рю.


Кстати интересный факт - представитель Фусэн-рю Юкио Тани был, хорошо знаком с Мицуе Маэдой и они даже вместе выступали в Европе против местных боксеров и борцов, так что и тут есть некая интересная связь. Просто Юкио Тани обосновался, в конце концов, в Великобритании, а Маэда в Бразилии.

\"\"

 


По прошествии 14 лет техника нэ-ваза настолько хорошо интегрировалась в дзюдо, что Дзигаро Кано потихонечку начал нервничать: целая куча борцов высокого ранга начала использовать хорошо знакомую ныне в бразильском джиу-джитсу схему построения поединка: хикикоми (pull guard) — гаеси (sweep - переворот в партере) - болевой/удушающий или удержание. А поскольку различные формы гарда использовались активно, то и не менее знакомая схема для бойца сверху (проход гарда — осаекоми) тоже не менее широко применялась. Примерно тогда изобрели и санкаку-дзиме (удушение треугольником).


Для начала стали корректировать правила, касающиеся болевых приемов на ноги. Почему-то схватки в то время были более нервными, дерганными, а сдаваться было, судя по всему, не принято и многие «интеллектуалы» быстренько «поотрывали» друг другу ноги. На фоне недостаточного уровня развития травматологии и ортопедии, в Кодокане приняли решение болевые на ноги из рандори и сиай убрать, что очень быстро привело к отмиранию данного раздела. Зачем отрабатывать то, что применять нельзя. Так что теперь мы видим один несчастный аши-гарами в катамэ-но-ката, как отголосок проигрыша в 1900. Кстати, тут позволю себе еще одно, на мой взгляд, интересное отступление…


Василий Сергеевич Ощепков получил первый дан в 1914г. - как раз в тот год, когда правила изменили. Это значит, что весь курс обучения он прошел, осваивая и болевые на ноги в том числе. Так что попытки приписать этим приемам «инновационный» оттенок в рамках истории САМБО, никак не укладывается в кучку исторических фактов.


В этом виде нэ-ваза особенно прижилась в университетских школах дзюдо. В университете Киото все просто переместились в партер и продолжали наращивать в этом деле темп. Связано это было, прежде всего, с тем, что научить новичка более или менее сносно бороться в партере можно где-то за год, в то время как аналогичного уровня в стойке, раньше, чем года за три-четыре добиться сложно. А университетские тренера, как и многие современные их коллеги, прежде всего, концентрировали усилия на достижении определенных результатов в соревнованиях и, причём командных: т.е. выходит первая пара, возятся пять минут, один проиграл вазари, но отлежался в гарде, результат - хикивакэ (ничья) - т.е. по одному баллу каждой команде. Вот если иппон, то победа - балл победителю и ноль проигравшему. Таким образом, цель большинства была не попасть на бросок, отваляться время схватки, демонстрируя немного активности на земле и дать дорогу сильным ребятам, которые уже реально делали погоду.


Так и появились правила Косэн дзюдо.


Центром Косэн неоспоримо стал Киотский университет - Кёто Бутокудэн.
Эстета профессора Дзигаро Кано это дело начало тихо доводить и в ноябре 1925 г. он приехал в Киотский университет для дискуссии касательно техники и правил дзюдо. Три дня интеллигентных споров практически не дали результата. Дзигаро Кано ввел в Кодокане соотношение 70% тачи-ваза и  30% нэ-ваза, а также хикикоми (гард). Киотские оябуны оставили для университетов старые правила Косэн. При этом следует отметить, что никаких скандалов не последовало. Никто никого не изгнал, и не лишил данов. На турнирах в Кодокане боролись по его правилам. На студенческих  турнирах использовали правила Косэн.


К 1926 году было проведено тринадцать все японских чемпионатов среди учащихся, была создана студенческая федерация дзюдо. Правила неоднократно корректировались: то отменяли границы татами, то начинали прямо с колен, то отменяли ограничение времени и.т.п. - то есть экспериментировали вовсю.


Ко второй мировой войне участниками чемпионата были около 40 ВУЗов Японии, и даже корейский университет.


Война потрепала всех, включая и Косэн, что естественно - университеты позакрывали, а дзюдо запретили.


После отмены запрета немногие университеты вернулись к теме соревнований по правилам Косэн-дзюдо. Только семь ВУЗов – экс-Императорских университетов продолжили традицию. К настоящему времени турнир семи университетов выродился в студенческие соревнования по обычным правилам Кодокана.


К концу 80-х можно было застать Косэн-дзюдо в додзе следующих мастеров: Масахико Кимура, Коноскэ Косака, Канаэ Хирата, ну и собственно незыблемый Киотский Университет.

\"\"

 


В настоящий момент все перечисленные мастера мертвы, в Киотском университете косэн-дзюдока называют по старой памяти любого, кто просто уделяет значительное внимание партеру (типа Кашивазаки).


Последний представитель Косэн-дзюдо - Тошиказу Окада, ученик Цунетане Оды и коллега Канаэ Хираты, преподавал до недавнего времени в Кодокане, а также проводил семинары в Европе и США. То есть всё вышло из Кодокана - и всё в него вернулось…


Что касается сравнения Косэн и бразильского джиу-джитсу, то они как одна ветка с разными ответвлениями: безусловно связаны и исторически и, технически, но сейчас уже не сравнишь. Джиу-джитсу активно развивается, шлифуется за счет научного подхода, изобретаются новые техники. Косэн тихо занимает свое место на полке истории.


Аналогия такова: джиу-джитсу - как iPhone, а Косэн - типа старого таксофона, для которого и жетонов уже нет.


Мне кажется, что Косэн в определенной степени обеспечил разгон джиу-джитсу, как первая ступень ракеты, потом отвалился, некоторое время летел рядом, ну а теперь чётко пошел вниз.


С технической точки зрения, не считая болевых на ноги, фундаментальным отличием является то, что в дзюдо есть возможность выиграть удержанием: т.е. забрался в маунт или в сайд-контроль и не стоит рыпаться - держи 30 секунд.


В джиу-джитсу же удержание - это лишь плацдарм для атаки или дальнейшего улучшения позиции - и именно это, сделало БЖЖ революционным, более сложным и интересным.

 

Автор: Михаил Погодин


Представитель Федерации UAEJJ в России, коричневый пояс по бразильскому джиу-джитсу, «мастер спорта» по самбо, КМС по дзюдо.

О Косэн дзюдо в конце ХIХ века и ХХ веке
Автор: Информационно-аналитический отдел АКАДЕМИИ ЕДИНОБОРСТВ АЛЕКСАНДРА ВОРОНОВИЧА