Александр Карелин: Жизнь вообще опасная штука
Почет и уважение сопутствуют этому большому и очень сильному во всех смыслах человеку везде, где бы он ни появился, и Беларусь, разумеется, не исключение. Трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин бывает в Минске регулярно, а уж не поздравить с 75-летием лучшего \"вольника\" минувшего столетия Александра Медведя на \"именном\" турнире прославленного тезки и старшего товарища, естественно, просто не мог.
Почет и уважение сопутствуют этому большому и очень сильному во всех смыслах человеку везде, где бы он ни появился, и Беларусь, разумеется, не исключение. Трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин бывает в Минске регулярно, а уж не поздравить с 75-летием лучшего \"вольника\" минувшего столетия Александра Медведя на \"именном\" турнире прославленного тезки и старшего товарища, естественно, просто не мог.
Правда, знаменитого атлета и депутата российской Госдумы немного задержали на сей раз в Белокаменной скорбные дела: прощание с безвременно ушедшим из жизни известным супертяжем-«классиком» Сергеем Артюхиным. С этого мы и начали разговор.
- Александр Александрович, Сергея Артюхина хорошо знали любители борьбы Синеокой, ведь он выступал и добился немалых успехов в составе и российской, и белорусской сборных. Все-таки спорт бывает жесток к своим героям – опасные травмы, серьезные перегрузки?...
- Да, ладно, причем здесь спорт. Окончательные анализы и причина смерти станут известны позже. Я не врач, но так понимаю, что у Сереги была острая коронарная недостаточность, проблемы с сосудами. А жизнь вообще опасная штука, от нее умирают. К сожалению, для их семьи это огромное горе и печальное созвучие. Евгений Тимофеевич, его отец, тоже замечательный борец, в шестьдесят лет побегал в баскетбол на сборе и, по сути, с тем же диагнозом умер. Серега же играл в хоккей и был значительно моложе, однако, получается, повторил судьбу батьки.
Конечно, все это очень печально. Тридцать пять лет, совсем молодой человек, добрый, веселый, душа любой компании, лучший певец среди борцов и лучший борец среди певцов. Вчера на похоронах было очень много ребят изо всех концов России, и белорусская делегация в том числе.
- А почему ему стало плохо именно после хоккейного поединка?
- Так ведь его брат Евгений – известный хоккеист. Так получилось, что кто-то после ухода с ковра играет в теннис, кто-то кроссы бегает, а Серега нашел себе такое вот занятие по душе. Как я понимаю, там у них подобралась хорошая дружеская компания и они все вместе выходили на лед.
- А вообще, насколько мне известно, борцы, включая вас самого, любят баскетбол?
- Да, это часть нашей жизни, конечно. Мы так отдыхаем в разгрузочные дни, проявляя, скажем так, борцовскую солидарность.
- Здесь, в Минске, уже, наверное, поиграть не получится, вы ведь на турнир приехали чуть ли не прямо из аэропорта?
- Да. Хотя изначально планировалось, что наша поездка будет чуть длиннее и мы проведем совместную тренировку и сыграем в баскетбол. Но жизнь внесла свои коррективы, поэтому прилетели ненадолго. Поздравим Александра Васильевича и уедем обратно.
- Совместная тренировка – имеется в виду на ковре?
- Да, хотели потренироваться с молодыми борцами. Председатель Белорусской федерации борьбы Юрий Александрович Чиж, когда договаривались о приезде и чествовании Александра Васильевича, спросил меня, смогу ли найти на это время, и я ответил утвердительно.
Мы ведь нередко какие-то совместные мероприятия проводим. В прошлом году, скажем, в честь 140-летия со дня рождения Ивана Максимовича Поддубного открывали в Ейске бронзовую скульптуру легендарного русского атлета в парке, где находятся его музей и могила. В торжестве приняла участие и белорусская делегация - Медведь, Чиж, Сергей Демяшкевич и другие. А после этого у нас была встреча с борцами Краснодарского края. Собралось много ребят, мы переоделись, потренировались, ответили на вопросы, пофотографировались с молодыми коллегами, а уже потом поиграли в баскетбол между собой.
- Мне кажется, ваши коронные приемы, разучивай их, не разучивай, сейчас не очень-то и используешь, настолько упростился ваш вид спорта…
- Вы знаете, я с вами не соглашусь. Поменялась-то не борьба, поменялись правила на самом деле. Вам, может быть, известно, что очень сильный белорусский борец-«классик», чемпион мира в весе 48 кг Владимир Зубков родом из Новосибирска и у него первым тренером был Виктор Михайлович Кузнецов, наставник и вашего покорного слуги. И вот сейчас, через двенадцать лет после меня, воспитанник этой же «кузнецовской» школы Роман Власов завоевал золотую медаль на Олимпиаде в Лондоне в категории 74 кг. Поэтому можно с теми же навыками и методиками готовить чемпионов, и приемы остались теми же.
Изменилась скорее система оценок и внешнее восприятие борьбы. А те, кто делают приемы в стойке, обычно и доминируют на ковре. У них и в партере намного предпочтительнее шансы, потому что они работают первым номером. Поэтому я на таких совместных тренировках не показываю каких-то там утопических историй, которые мало оснований применять, а показываю то, что можно делать сейчас.
- Ваш земляк Роман Власов стал одним из самых ярких открытий минувшей Олимпиады?
- Ну давайте начнем с того, что он чемпион мира прошлого года и от него ожидали успеха. Бесспорно, Власов ярко выступил. А для нас особенно приятно, что Роман – воспитанник новосибирской школы.
- Александр Александрович, с точки зрения государственного деятеля как, на ваш взгляд, выглядит четвертое общекомандное место сборной России на Играх-2012 в целом?
- Мы на пять медалей отстали от Великобритании, чему, думаю, есть логичное объяснение. 20 лет прошло после распада Советского Союза - это слишком еще чувствительно. Та же, скажем, селекция изменилась, поскольку сократились территории, где она ведется. Какие-то школы выпали, очевидно, «подверстался» запас по вторым, третьим, четвертым местам, то есть на ближайших подступах к пьедесталу.
Тем не менее, очевидно, что у нас нет и таких уж обескураживающих пролетов. Поэтому, думаю, выступили в свою силу. Могли показать более высокие результаты борцовские дружины, и «вольники», и «классики». А с другой стороны, наша Наташа Воробьева впервые за всю историю развития женской борьбы стала победительницей олимпийского турнира. В, казалось бы, традиционно мужском виде она дала столько поводов для радости и гордости, к тому же еще совсем молодая спортсменка, как говорится, все у нее впереди.
- Да еще, если не ошибаюсь, тоже родом из Сибири…
- Да, Наташа родом из Тулуна, из-под Иркутска, это Восточная Сибирь, а сейчас тренируется в Санкт-Петербурге. Но я хочу завершить свою мысль. Считаю, что в целом сборная России выступила нормально, по общему количеству наград у нас получается 82 призовых места. В общем, все в порядке, встрепенемся. Если так же последовательно и принципиально будем осуществлять селекцию, входить в тройку ведущих спортивных держав планеты нам по силам.
- Сан Саныч, вы считаете себя профессиональным политиком?
- Нет, я остаюсь борцом из Новосибирска. А политика вообще, на мой взгляд, удел первых лиц и дипломатического корпуса. То, чем я занимаюсь в Думе, в большей степени организационная работа.
- Значит, придет время, и вернетесь в спорт?
- А я из него и не уходил на самом деле. Тренировки проводим, турниры организовываем. Я отношусь к людям, которые всю жизнь занимаются одним делом. Ищем новые формы подачи материала, например, как ребят убедить в зал прийти, что это намного интереснее, чем просто разгильдяйничать, лежа на диване.
- В европейской части России сейчас, наверное, трудно заманить ребят в зал. То ли дело Кавказ с его традициями и менталитетом…
- Я вас сориентирую: закавказские республики – это тоже европейская часть России. Нет, на самом деле борьба у нас сейчас переживает не самое худшее состояние по части притока свежей крови, например, в той же Сибири получается проводить хороший набор талантливой молодежи, и так далее. Проблема есть, но она не настолько неразрешимая. По одной простой причине: да, время изменилось, иная система ценностей, но ценность быть сильным, уверенным в себе ни при какой экономической модели не отрицалась.
- Борьбе не идет во вред нынешнее увлечение боями без правил и другими модными единоборствами?
- Мы можем запросто выдержать эту конкуренцию, если нас больше показывать по телевизору. Я же убежден, например, что реальные человеческие ограничения, естественные для греко-римской и вольной борьбы: лежачего не добивать, биться до первой крови – должны быть, все равно к этому придем. А то мы говорим о гуманистических ценностях, а привлекает нас все кровавое и безудержное.
Нет, они нам не конкуренты, но это тоже единоборства, очевидно, интересные, к тому же неплохая возможность для парней, не ставших чемпионами в наших дисциплинах, олимпийских в том числе, проявить свою спортивную сущность. Если мы преодолеем собственные противоречия, не будем так часто ломать и экспериментировать с правилами, борьбе как части мировой цивилизации ничего не грозит. Тем более, у нас своя поэтика, легендарное наполнение. Вот и сегодня чествуем великого атлета современности Александра Медведя. А он ведь и впрямь - живая легенда…
Автор: Владимир Светлов
Материалы и фото сайта blrsport.com
Подготовил Вахтанг Сохадзе
Федерация Боевого Самбо и ММА
Специально для www.combat-sambo.by